С возникновением Интернета сетевая революция начала охватывать разные отрасли мирового хозяйства от торговли до банкинга. Не минула сия чаша и систему образования. Начавшееся в 2000-х мал по малу дистанционное обучение, осуществляемое через телекоммуникационные сети, серьёзно заявило о себе появлением первых массовых онлайн курсов (MOOC), а с начавшийся эпопея борьбы с COVID-19, поставило общество перед фактом необходимости и возможности, как минимум смешанного обучения (blended learning).
В прекрасное прошлое уже хода нет, поэтому образовательные организации вынуждены создавать внутри себя электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС). Однако путь к звёздам пролегает сквозь тернии.
Во первых, хотя бы потому, что прозорливые российские законодатели запнулись об понятие ЭИОС в законе об образовании 273-ФЗ ещё в 2013 году, где определено только то, что должная включать в себя ЭИОС, а именно: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Во вторых, всеобщая цифровая лихорадка, в лице ИТ монстров, безжалостно сжирая ценные кадры, оставляет для социалки, куда входит и образование, только замотивированных, но безнадежных маргиналов мышки и клавиатуры. А ЭИОС является классом ERP систем, таких как SAP R/3, «внедрение» которой ещё обосновано на своей родине, но уже проблематично в центре Евразии и дорого от слова очень.
Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают, и образовательные организации де факто собирают из имеющихся под рукой программно-аппаратных компонент среду, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, и де юре оформляют этот комплекс Положением об электронной информационно-образовательной среде.
Исследователи ЭИОС уже с разных сторон обсидели этот вопрос, собирая в кучу необозримый стэк ИТ технологий, как водится не пришли к единому мнению, поэтому нам остаётся высказать своё и заткнуться.
Поскольку нормативные документы, регулирующие образование, в этом вопросе нам оставляют свободу слова, зайдем с этой стороны. В ЭИОС родовым концептом является среда. Каждый, владеющий русским языком, согласится, что это нечто по середине. Находясь в культурной православной традиции троичности «Материя-Общество-Идея» или языческой китайской «Земля-Человек-Небо», предположим, что ближе всего среда к человеку, а значит его деятельности. Соответственно, образовательная среда, сродни образовательной деятельности, а это проще, поскольку чётко прописана в 273-ФЗ, а именно деятельности по реализации образовательных программ. То что среда электронная и информационная, что сегодня по сути одно и то же, наводит на мысль — а не подвести ли её под понятие платформы, только не в смысле образовательной платформы, в которой можно запостить видос и прикрепить тест, а в смысле, определяёмом так:
Платформа — это человеческая деятельность, понимаемая как:
- общественно-востребованная;
- функционирующая для производительных нужд, используемая людьми извне, но не включающая их действия в качестве внутренних элементов;
- реализующая рациональную модель, формализованную и воплощённую в алгоритмах;
- осуществляемая искусственными материальными устройствами.
Семинары в АСИ в 2017 г. «Цифровые платформы роста: сумма технологии», Сергей Чернышев
Но общественная деятельность — коллективна, поэтому ЭИОС является коллективной платформой, а ЭИОС образовательной организации — это интерфейс к платформе.
И пусть слово коллективизация не наводит ужас, никого теперь насильно в колхоз не тянут, все и так давно в нем, добросовестно размещая каждый день свои фото и мысли в слух во всевозможных соцсетях, а также небезосновательно заявляют всевозможные группы и сообщества, как часть ЭИОС своей образовательной организации.
Кто имел удовольствие и непоправимую пользу послушать о чем говорит С.Б. Чернышев, также знают, что эти платформы многослойны и их количество менее трёх штук, как-то слой: энергетический, информационный и стоимостной.
Если у вас есть актив в виде компьютерной фермы и майните десяток биктойнов в день, то скорее всего ваше оборудование подключено напрямую к силовому блоку электростанции, что и определяет коммерческий успех всего предприятия, для ЭИОС же, энергетический слой — система её электроснабжения, но не только.
Про СДО (систему дистанционного обучения) или LMS (learning managment system) сказано много, например, что преподаватель и студент могут общаться не вставая с дивана, а администрация и контролирующие органы их контролировать. Это не только удобно, но и экономит энергоресурсы, необходимые для перенесения их тушек к месту встречи, на обогрев или охлаждение помещения и заодно его строительство. Поэтому мы СДО смело включаем в Положение об ЭИОС, но будет очень неплохо, если в нем будет не только возможность проведения всех видов занятий, формирования электронного портфолио обучающегося, контроля знаний, но интегрированы сервис для вебинаров/видеоконференция и хостинг медиафайлов.
К информационному слою мы можем отнести в первую очередь образовательные ГИС (государственные информационные системы) различного уровня, например ФИС ФРДО, корпоративные сети, системы планирования и учёта учебных программ и обучающихся, сайт со сведениями об образовательной организации и многое другое.
И наконец, к стоимостному в первую очередь относится электронный каталог с образовательными программами и курсами, корзиной / формой регистрации обучающегося, платёжным шлюзом.
В последнее время много разговоров идёт о сетевом взаимодействии, сервисы которого также можно отнести к этому слою. Появление возможности бесшовной интеграции от составления сетевой образовательной программы до контрактации партнёров и их взаимных расчётов существенно снизит трансакционные издержки и ускорит коллективное техноэкономически полезное использование образовательных активов.
Таким образом, ЭИОС ОО, имеет сложную структуру и состоит из множества компонент, неразрывно связанных между собой, что определяет ее, как ERP систему, построенную для действующей организации и должную изменяться вместе с изменением принятой регламентации, т.е. систем и процедур.